4. Здоровье сберегающие технологии.
Здоровье сберегающие технологии будут реализовываться через
- обязательную организацию физминутки на всех ступенях обучения;
- витаминизацию учащихся;
- уроки физкультуры и ритмики;
- межведомственное сотрудничество с учреждениями здравоохранения и др.
Цель:
Формирование у учащихся многопрофильной и адаптивной школы потребности в продолжении непрерывного образования и готовности к жизненному самоопределению за счет системного взаимодействия и сотрудничества школы с семьей и всеми общественными структурами города.
Задачи:
- Расширение спектра содержательно-образовательной деятельности;
- Создание условий для выбора индивидуальных образовательных траекторий в старшем школьном концентре, организация педагогической поддержки, выявление природных склонностей потенций ребенка;
- Обобщение работы по созданию индивидуальных авторских элективных курсов, пособий, методик;
- Использование передовых педагогических технологий для реализации концептуальных идей способствующих развитию творческой одаренности учащихся;
- Создание благоприятных условий для воспитания физически здоровых учащихся, граждан будущей России.
РАЗДЕЛ V. Концепция адаптивной школы.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и в учебно-воспитательной практике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.
Основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное, от внешней мотивации учения к внутренней и нравственно-волевой регуляции.
В условиях непрерывного образования одной из важнейших задач образовательных учреждений становится задача формирования у учащихся умения учиться, овладение которым дает возможность активно пополнять свои знания, успешно оперировать различным учебным материалом, служит основным инструментом в процессе его самообразования.
Решение этого важного вопроса заключается в изменении характера самого учебного процесса.
В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и других сферах. Поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть различные социальные роли.
Овладение базовыми компетентностями (ключевыми, универсальными, переносимыми) позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. В силу своей многомерности, многофункциональности компетентности применимы в разных ситуациях – не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере.
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, который, создавая условия для формирования необходимых умений , использует разнообразные методики и формы обучения.
Данная Концепция развития рассматривается как целостная совокупность мер по обновлению школы на основе развития инновационных процессов. Она определяет Программу развития школы и является ее составной частью, определяя общую стратегию развития.
Основные концептуальные положения стали следствием проведенного анализа деятельности школы, результатов собеседования, анкетирования учителей и родителей , изучения мнения детей.
Базовыми ценностями педагогического коллектива являются:
- ребенок, его личность, интересы и потребности
- семья как основа формирования и развития личности
- образованность как одно из важнейших условий для полной самореализации личности
- культура взаимоотношений между людьми как одно из условий адаптации личности
- педагог как личность, являющаяся основным носителем образования, культуры, любви
и уважения к ребенку
- коллектив единомышленников как основное условие существования и развития
современной школы
Педагогический коллектив работает по нескольким направлениям, основными из которых являются
1.Одаренные дети
2.Внедрение профильного образования
3.Формирование исследовательской и технологической культуры учащихся
4.Здоровый образ жизни
5.Гражданское и патриотическое воспитание
В процессе реализации Концепции в рамках деятельности школы предполагается широкое внедрение в систему работы педагогического коллектива инноваций и новшеств, способствующих
-достижению уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося, обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования
-формированию у учащегося опыта творческой, социальной активности в реализации своих способностей
Средством реализации заявленных концептуальных позиций является педагогическая технология коммуникативно-познавательной деятельности на основе общения.
Новая технология обучения через общение дает возможность отойти от традиционной информационной монологической системы и перейти к диалогу, то есть к поиску совместного решения проблемы и «добыванию» учащимися новых знаний.
Новые подходы к обучению вносят принципиальные коррективы в учебный план и учебные предметы, которые обеспечивают построение личностно ориентированного обучения, развития коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, позволяют осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, так как формируют у учащихся очень важные умения – самостоятельно принимать решения, жить в условиях выбора и нести ответственность за свой выбор.
На развитие творческого потенциала как ученика, так и учителя сориентирована инновационная работа методической службы.
Основными задачами школьной инновационной деятельности являются:
- создание системной базы данных по всем направлениям инновационной деятельности
- интеграция всех видов инновационной деятельности
- изменение управленческой технологии
Основными направлениями инновационной деятельности являются:
- обновление содержания образования
- обновление методики преподавания
- обновление управленческой деятельности
- исследовательская работа педагогов и учащихся
Исходя из обозначенных задач и направлений, в управлении школой преобладают процессы принятия решений по конкретным результатам: любой вид деятельности заканчивается оформлением аналитического или информационно-рекомендательного материала, в котором обозначаются цели, участники, общие и частные результаты, даются конкретные рекомендации.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования школа продолжает апробацию следующих направлений:
- внедрение предпрофильного обучения в 9-х классах
- отработка механизмов здорового образа жизни
- внедрение и использование компьютерных технологий в младшей и средней школе
- совершенствование образовательной программы в кадетских (казачьих) классах
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ (в рамках оказания дополнительных образовательных услуг)
-обобщение педагогического опыта работы учителей через публикации в региональных и центральных СМИ
Проект «Одаренные дети» ставит своей целью создание условий для развития творческой одаренности учащихся школы.
Осуществление проекта предполагает решение следующих задач:
- раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов деятельности
- создание базы данных по личностным достижениям учеников
- создание базы личностных достижений учителей
- развитие личности преподавателя, способного эффективно и результативно работать с одаренными детьми
- использование передовых педагогических технологий для реализации различных методик, способствующих развитию творческой одаренности учащихся
Проект «Профильное образование» ставит своей целью разработку модели профильного и предпрофильного образования в 9-11 классах.
Осуществление проекта предполагает решение следующих задач:
- анализ и прогноз социального заказа профильного обучения
- предметная специализация
- разработка различных форм сотрудничества
- создание, коррекция, адаптация существующих и новых программ под выбранные профили
- формирование банка развивающих заданий по профильным предметам
- внедрение новых технологий и методик по профильным предметам и предпрофильным курсам
- разработка мониторинга успешности обучения в профильных и предпрофильных классах (формы и виды диагностики и коррекции развития учащихся, контрольные и тестовые задания по всем направлениям)
- разработка основных требований к выпускнику профильного класса.
Технологическое общество, в которое мы вступили, требует владения технологической культурой, то есть совокупностью умений, обеспечивающих начальное, в рамках школы, становление специалиста.
Современным выпускникам предстоит жить в технологическом обществе, самостоятельно решать проблемы, проводить исследования профессионального и общесоциального содержания, давать экспертные заключения, создавать проекты, то есть заниматься всеми важнейшими видами творческой деятельности, необходимыми для достижения успеха.
Структура и содержание учебно-воспитательного процесса школы направлены сегодня на преобразование содержания и методов преподавания, которые имеют целью переход к технологическому, или развивающему образованию.
Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательных способностей учащихся
- Формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя
- Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира
- Самоопределение старшеклассников, их социализация
- Сформированные навыки умственного исследовательского труда
- 6. Сформированная валеологическая культура.
Методическая служба
Развитие образовательного учреждения требует иного подхода к планированию, организации и контролю деятельности всей методической службы. Нацеленность на результат , заложенная в инновационной деятельности является ориентиром планирования, регулирования организации и корректирования методической работы.
Цель деятельности методической службы - создание необходимого инновационного потенциала, организационных и методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса в школе.
Приоритетными направлениями соответствующей программы являются:
первое направление – выбор индивидуальных педагогических проблем, разработка которых будет способствовать повышению эффективности учебного процесса
второе направление – работа по внедрению региональных учебных программ по отдельным предметам (региональному наполнению программ ) и создание диагностики результатов их внедрения в практику учебного процесса ( региональное наполнение образовательных программ призвано способствовать формированию взаимосвязи теории и практики, формированию личности, ориентирующейся в политических, социально-экономических проблемах родного края)
третье направление – системная организация методической работы на уровне методических предметных объединений, методического совета, плановых курсов повышения квалификации, постоянно действующих семинаров; обмен опытом с другими школами, работа по самообразованию
четвертое направление - технологизация процесса обучения, построение его на основе информационного обеспечения ( новые информационные технологии позволяют получать не усредненную, а индивидуально-личностную информацию, позволяют также видеть продвижение каждого ученика в процессе обучения.)
пятое направление – создание педагогического мониторинга по различным направлениям образовательной деятельности , деятельности методической службы
Алгоритм развития инновационного опыта
Самоанализ - самообобщение опыта - демонстрация опыта (выступление и обобщение на МО, педсовете, педконференции; статья или выступление в средствах массовой информации) - выбор темы и научная разработка научного исследования
|
Реализация данного алгоритма дает возможность определить дальнейший путь профессионального роста педагога как путь самообразования, самосовершенствования, саморазвития, самореализации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2003-2008 учебные годы
Этапы | Обновление содержания образования | Обновление методики преподавания | Обновление управленческой деятельности
| Совершенствование квалификационного уровня и уровня компетентности педагогических кадров (использование новых информационных технологий) | Дополнительные образовательные услуги |
2010-2011 | 1. Введение 3-часовой программы по физической культуре в 5-11-х классах 2 . Использование безоценочной методики обучения в 1-2-х классах 3. Совершенствование научно-исследовательской работы ( деятельность руководителей и авторов проектов в составе АССОЦИАЦИИ «Оренбургский учебный округ») | 1. Создание компьютерно- информационного кабинета для проведения специализированных уроков (семинаров, лекций, киноуроков и т.д.) 2. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | 1. Расширение банка данных по всем направлениям образовательной деятельности школы 2. Использование банка данных при подготовке к различным школьным мероприятиям 3. Формирование представления об имидже организации (образовательного учреждения) | 1. Участие в работе курсов ЭВМ по приобретению навыков пользователя 2. Мастер-классы по демонстрации возможностей ЭВМ в начальной школе 3. Системное повышение учителями квалификационного уровня 4. Обеспечение библиотеки необходимым техническим, методическим оборудованием | 1.Создание групп учащихся по подготовке к ЕГЭ |
2004-2005 | 1. Проведение городского семинара по использованию проектной методики преподавания 2. Подготовка к профильному образованию: организация преподавания предпрофильных (элективных) курсов в 9-х классах 3. Создание профильных (спортивных) классов – 5г, 10г 4.Выпуск первого профильного (кадетского) 9б класса | 1. Введение в схему годового календарно-тематического планирования раздела «Формирование общеучебных умений» 2. Проведение методических практикумов с использованием фрагментов уроков интерактивного обучения 3. Открытие школьного музея (к 60-летию Победы и 25-летию школы) 4. Результативное участие учеников школы в работе городских, областных научных обществ, в предметных олимпиадах, спортивных и иных конкурсах и соревнованиях | 1. Проведение педсовета «Технологическое совершенствование преподавания учебных курсов, создание технологической карты урока и методической продукции» 2. Создание базы данных по имеющимся в школе авторским программам (элективным курсам) 3. Утверждение локального акта «Положение о ПОРТФОЛИО учащегося 9-го класса» | 1. Участие в работе региональных курсов «INTEL- обучение для будущего» (учителя информатики, начальных классов, библиотекарь - тьюторы) 2. Компьютеризация библиотеки, создание читального зала 3. Формирование медиатеки на базе библиотеки
| 1.Создание дифференцированных групп учащихся по подготовке к ЕГЭ (по уровню подготовленности учащихся и сложности блоков) 2.Репетиторские предметные курсы для учащихся 5-10 классов |
2008-2009 | 1. Преподавание профильных специальных (элективных) курсов в классах с углубленным изучением предметов 2. Результативное участие учеников школы в работе городских, областных научных обществ, в предметных олимпиадах, спортивных и иных конкурсах и соревнованиях .
| 1.Презентация проектов младшими школьниками 2.Организация учебно-развивающей и воспитательной среды через индивидуализацию и интеграцию обучения и воспитания. Использование исследовательских методов, научных проектов 3.Изменения в структуре урока | 1. Педсовет «Имидж школы и его формирование» 2. Использование Рейтинга учителя как мотивирующего фактора профессионального роста 3. Создание административного компьютерного центра | 1. Работа тьюторов с группой учителей-пользователей в режиме программы «INTEL- обучение для будущего» 2. Подготовка группы учителей-пользователей ЭВМ 3. Презентация ПОРТФОЛИО аттестующимися учителями 4. Использование Интернет-информации | 1.Деятельность дифференцированных предметных групп по подготовке к ЕГЭ 2.Репетиторские предметные и надпредметные курсы для учащихся 5-10 классов |
2009-2010 | 1. Расширение перечня предлагаемых элективных курсов 2.Создание профильного кадетского 10 класса | 1.Создание банка данных по систематизированному методическому опыту учителей , имеющих высокие учебные и внеучебные результаты . Совершенствование и развитие воспитательной системы школы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. | 1. Использование электронных вариантов представляемой учителями и классными руководителями отчетности 2. Разработка мониторинга успешности обучения в профильных классах (формы и виды диагностики и коррекции развития учащихся, контрольные и тестовые задания по всем направлениям). 3.Повышение роли социально-психологической службы в формировании школьных и классных коллективов, обеспечение профилактики школьной и социальной дезаптации детей. 4.Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся и формированию здоровьесберегающей среды школы
| 1.Овладение всеми учителями навыками пользователя компьютером 2. Проведение 10-15 % уроков на базе информационного кабинета (по специальному расписанию кабинета ) | 1.Создание групп учащихся по обучению компьютерной графике.
|
2010-2011 | 1. Технологичное использование в начальных классах развивающих программ «Гармония» и программы «Школа- 2000-2100» 2. Сохранение профильных классов (спортивного и кадетского) и расширение классов с углубленным изучением заявленных предметов (в том числе и за счет спецкурсов)
| 1. Технологизация учебного процесса в 1-11 классах 2. Интеграция образовательных областей и предметов 3. Преподавание учебных курсов с учетом профиля класса 4. Компьютеризация профильных учебных кабинетов | 1.Создание коммуникативной сети (системного банка данных на базе административного центра), формирование данных мониторинга по основным направлениям деятельности всех школьных служб (учебной, методической, воспитательной, социально-психологической и др.) 2. В работе с родителями – равнозначное взаимодействие: учитель – семья – ребенок | 1. Создание третьего компьютерного класса 2.Создание сети дистанционного повышения квалификации учителей. | 1. Реализация системы дополнительных услуг с учетом профессионального самоопределения личности каждого школьника 2.Дистанционное обучение учащихся совместно с преподавателями вузов. |
РАЗДЕЛ VI. Приоритетные проблемы школы.
При переходе на новую модель школы – многопрофильная и адаптивная – необходимо четко сформулировать приоритетные проблемы, от решения которых будет зависеть развитие и построение модели общеобразовательного учреждения.
Источник – сформированность на выходе образовательного учреждения творческого и интеллектуального потенциала личности учащихся; рост профессионализма администрации и педагогического коллектива.
Приоритетные проблемы:
- Качество формирования системы образования, высокого профессионального уровня педагогического коллектива и администрации.
- Постоянно действующая система информирования преподавателей о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях.
- Система работы над творческим и интеллектуальным развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся.
- Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной позитивно воздействовать на мир и своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.
- Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников.
- Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и всеми институтами общества.
Разработка стратегии и задач перехода к новой школе.
- Разработка задач для каждой системы.
- Локальные преобразования.
- Управленческие действия по реализации преобразований.
- Обобщение результатов по действиям, анализ и корректировка действий.
- 1. Качество формирования системы образования,
высокого профессионального уровня педагогического коллектива и администрации.
Задачи | Организационные | Кадровые
| Научно-методические | Материально-технические | Финансовые | Мотивационные | Нормативные
|
1.Реализация гуманитаризации и гуманизации образовательных программ. 2.Работа по спецкурсам, факультативам, элективным курсам. 3.Работа по углубленным программам по различным предметам. 4.Использование новых форм, видов, приемов обучения в профильных классах. 5.Освоение новой технологии обучения. | Формирование творческих групп учителей, сориентированных на работу по новым технологиям. Переход в режим новой модели методической службы. | Повышение педагогического мастерства и квалификационной категории педагогов и администрации на аттестационных курсах, семинарах и др. | Использование авторских программам по различным элективным курсам, факультативам | Оснащенность кабинетов наглядными, раздаточными дидактическим материалом, пособиями, дальнейшая компьютеризация , оснащение ТСО. | Организация финансирования за счет средств родителей, Попечительского совета, оказания платных образовательных услуг. | Организация квалифицированных консультаций, теоретических и научно-практических семинаров, взаимопосещения уроков, «круглых столов» и др. | Подготовка Устава, локальных актов, решений педсоветов школы, приказы директора школы и УО. |
- 2. Постоянно действующая система информирования преподавателей о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях.
Задачи | Организационные | Кадровые | Научно-методические | Материально-технические | Финансовые | Мотивационные | Нормативные |
1.Оснащение школьной библиотеки профессиональными педагогическими журналами, методической литературой, т.е создание фонда педагогической печати, а так же литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. 2.Системное повышение профессионального мастерства педагогов и администрации через НМЦ. | Разработка карты индивидуального развития учителей. Реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов. . | 81 учителей, работающих в режиме творческого поиска и повышения квалификационной категории. | Повышение значения консультаций для учителей, проводимых психологами, специалистами. Усилить роль методического совета ОУ, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики. Создание «портфолио» педагогов. | Оснащение методического кабинета материалами ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания, учебными фильмами и др | Организация финансирования за счет УО, фонда школы. | См. таблицу № 1 | См. таблицу № 1 |
3.Система работы над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем ребенка.
Задачи | Организационные | Кадровые
| Научно-методические | Материально-технические | Финансовые | Мотивационные | Нормативные
|
1.Реализация системы обучения с учетом индивидуальности учащихся и природных потенциальных данных. 2.Работа педколлектива школы над реализацией программы формирования уровня воспитанности учащихся. 3.Создание «Портфолио» ребенка. | Формирование творческого коллектива преподавателей школы, психологов, социальных педагогов в режиме функционирования новой модели ОУ. Усилить роль школьной медицинской службы. | Привлечение преподавателей школы, родительской общественности к вопросам воспитания и обучения с целью эффективной работы над формированием личности учащихся. | 1.Использование нетрадиционных систем обучения, новейших технологий в исследовании творческих потенциалов личности учащихся. 2.Использование эффективных форм в формировании уровня воспитанности учащихся. 3. Психолого – педагогическое наблюдение и исследование мотивации, личного опыта, развития и здоровья учащихся. | Обеспечение учителей программами воспитания и развития личности учащихся. | Организация финансирования за счет средств родителей, Попечительского совета, оказания платных образовательных услуг. | Планирование и участие учащихся в комплексе мероприятий для достижения поставленных задач (конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, спортивные соревнования, музейно – экскурсионная работа и т.д.) Беседы с учащимися и их родителями. Изучение семьи ребенка. Профилактические беседы педиатра, психолога, психоневролога, социолога с учащимися, педагогами и родителями. | См. таблицу №1 |
- 4. Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной позитивно воздействовать на мир и своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.
Задачи | Организационные | Кадровые
| Научно-методические | Материально-технические | Финансовые | Мотивационные | Нормативные
|
1.Реализация воспитательной системы школы с учетом индивидуальности учащихся и природных потенциальных данных. 2. Обновление содержания воспитания, его форм и методов.
| Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом. Развитие системы дополнительного образования. | Создание творческой группы учителей – разработчиков программ по воспитанию личности учащихся. | Проведение заседаний МО классных руководителей, обучающих семинаров по вопросам воспитания совместно с психологами, преподавателями педагогики и психологии в вузах. | Оснащение кабинета заместителя директора по воспитательной работе материалами ведущих педагогов по вопросам теории и практики воспитания, фильмами и др | Организация финансирования поощрения учащихся за счет средств родителей, Попечительского совета. | Создание имиджа школы, модели выпускника. | См. таблицу №1 |
- 5. &nbs… Продолжение »